3.2. Петли времени

Шла большая перемена. В кабинете Загадок времени собрались ученики, и арцисканец развлекал народ - рассказывал легенду. Так она заканчивалась:
— ... Альфред блуждал по лабиринту, дёргая то одну дверь, то другую. Там выход? Ах, нет, не выход? Кажется, он слышит, как стучат тарелки? Да какое там...
Он не знал, что встретить кого-то и выйти невозможно. Проклятье Арки в восточном крыле гласило: кто хоть раз пройдёт через неё, навечно окажется в петле времени. Раз за разом он будет переноситься на час назад и проживать их вновь. Альфред миновал эту арку. Он даже не замечал, что время делает крюк и возвращается в исходную временную точку: коридоры лабиринта походили один на другой. И не знал он, что за этот час не успеет добраться до жилых комнат, а к нему не спустится ни один человек...
Голос трагически затих, и с минуту аргемоновцы сидели неподвижно. Тут в аудиторию зашла Джулс.
— А чего это вы так тихо сидите? — заулыбалась она. — Как будто у вас тут была интересная лекция. И я на неё не попала.
— Эммм... — возвращался в реальность кранножец. — Мы легенду слушали.
— О чём? — спросила преподавательница, и ученики вкратце пересказали. — Вот оно как! Расскажете мне её полностью в домашке? Ведь сегодняшняя лекция у нас посвящена петлям времени. Давайте начнём занятие.

Петли времени


— Как можно наглядно представить петлю, рассказывайте? спросила Джулс.
— Как верёвку, — тут же отозвался пилвилиннец. — Как лассо. Прямая часть верёвки — линейное прошлое. Петля — возврат времени.
— Как крюк?
Пока ученики выдвигали версии, Джулс быстро рисовала на доске.



— Мне нравится ассоциация с лассо, но тут есть нюансы. Давайте на схемку посмотрим. Коричневая линия — это у нас что? Линейное движение времени, на которое нанесены координаты, в нашем случае это часы: с нуля часов до 24-х. Масштаб можно брать и в днях, и в годах, смотря какое время задействует петля. Дальше. Что это за перемычка на 13 часах?
— В этот момент начинается петля!
— И не только. В этот момент возвращается человек, находящийся в петле времени. Смотрим дальше. Чем примечательна точка на координатах — 23 часа?
— Дожив до 23 часов, человек возвращается в 13, — донёсся верный ответ.
— Отлично. Смотрим дальше: почему голубая линия у нас прерывистая, и что значит в конце её стрелка на 13 часов?
— Наверно, она показывает, что человек возвращается в 13 часов... а прерывистая — он же не проживает это время, а переносится мгновенно.
— Именно так. Петля времени — дискретное явление, то есть оно прерывается. В этом неточность аналогии «петля» или «лассо»: они не показывают прерывание. Отлично. Давайте теперь посмотрим на оранжевые линии, сплошные и со стрелочками направо.
— А тут время, которое человек в петле проживает: с 13 до 23 часов!
— Правильно. А почему линий много?
— Потому что развитие событий получается всегда разное, наверно, человек в петле осознаёт, что он в петле, и при возврате своим знанием меняет события, получается новый виток.
— Именно так. Когда рисуют схему петли, делают от одной до бесконечного количества линий жизни, смотря на сколько человек застрял. Если вариант судьбы один и постоянно повторяется, значит, человек не осознаёт себя в петле и выбраться самостоятельно не может. Петли всегда создаются из-за возмущений времени, это не нормальное его состояние. 

Запишите определения:

⇝ Опорная линия — основная ветвь судьбы, которую проживает человек в линейном состоянии.
⇝ Точка пробуждения — точка времени, в которой начинаяется петля. Она определяется после первого возврата в прошлое.
⇝ Точка поворота — точка, в момент которой человек (или предмет) отбрасывается в прошлое.
⇝ Момент кризиса — момент, когда сработала причина, завязавшая время человека в петлю. Она может совпадать с точкой поворота (какая-то причина завязала петлю и тут же отбросила во времени), а может и не совпадать (его ещё называют отложенным моментом кризиса).
⇝ Точка выхода — момент, когда человек или предмет выходит из петли. Чаще всего совпадает с точкой поворота.
⇝ Витки судьбы — ветви, которые создаёт человек, изменяя события внутри петли. В петле может быть от одного варианта (человек не осознаёт себя в петле, предмет всегда проживает один вариант) до множества.
⇝ Человек "в колечке" - человек, который осознаёт, что он в петле.

Давайте поговорим о том, кто попадает в петле, по каким причинам попадает, каковы её свойства, а также способы покинуть петлю.

Кто попадает в петлю времени


Истории о петлях времени у всех на слуху. Я буду пользоваться на лекции примерами из киноленты «День сурка». В домашнем задании вы выберете любые другие.
Повторяемость времени в петле может осознавать один человек, группа людей или не осознавать никто. Петлю всегда осознают сущности четвёртого измерения, то есть те, кто по праву рождения способен путешествовать во времени, как мы ходим по дороге. Но они не всегда вмешиваются в петли. Также есть  патруль времени, который умеет разрывать петли с наружной стороны - его представители помогают тем, кто попал в петлю и не может выбраться.
Все остальные присутствующие в петле не осознают этого, для них время движется линейно.

По каким причинам попадают в петлю?


- Ну что, друзья, - обратилась к аудитории Джулс. - Назовите-ка сами мне пять причин, по которым можно в петлю времени попасть.
- А просто так! - лихо ответили с левого края, и преподаватель пробежась глазами по журналу.
- Просто так разве бывает?
- Ну... по независимым от человека причинам.
- То есть потому, что во времени возмущения происходят? Это возможно. В нестабильных пространствах - например, в местах, где живут эльфы и феи. Вы наверняка помните: если в эльфийское пространство попасть, покажется, что провёл у них ночь, а на Земле пройдёт лет тридцать. У них и другие возмущения есть, в том числе петли. А вот если взять "День сурка".  Почему Фил попал в петлю и осознаёт это? Может быть, потому что сурка звали Филом, а у этого животного вся жизнь словно в петле? Получается сбой в мироздании, когда один принят за другого. Это только предположение. Всё мы объяснить не можем. Но такая ошибка возможна. Давайте дальше. Следующая причина?
- Исправить катастрофу! Может, мрзд не хочет, чтобы люди так запросто погибли в каком-нибудь там апокалипсисе.
- Интересный вариант. И такие петли случаются. Был случай... - Джулс пощёлкала пальцами, вспоминая. - В общем, на мир напали инопланетяне. Победить их нельзя. Тогда один из героев попал в петлю времени. Он должен был натренироваться, изучить путь, чтобы пробраться к врагу и уничтожить изнутри. Точка поворота всегда срабатывала, когда он умирал. Герой попадал в начало, и снова проходил путь. Точкой выхода послужила свершившаяся цель: когда герой инопланетян победил. С первого раза ни у кого не получилось бы, а петля помогла. Кстати, отсюда вытекает ещё одна причина возникновения петли. Какая?
- Обучиться, наверно?
- Точно! Повторенье мать ученья. Очень многие петли размыкаются, когда человек освоит то, что должен. Лучший пример тут из "Вита ностра" Дяченко, где Сашку Самохину специально отправили в петлю, чтобы она успела доучиться к экзамену. Это сделали сущности 4-го измерения - те, кто свободно перемещается по времени. Правда, в других случаях обучение почти всегда проходит опосредованно и причиной возникновения петли не является. Например, в "Дне сурка" обучение серьёзное, но прямой целью не является. Что ещё?
- Кто-то проклятье наслал, - предположил арцисканец.
Джулс кивнула.
- Вообще-то создавать петли времени - это не прерогатива человека. Но в магических манускриптах средних веков есть сведения, что на людей насылались проклятья, замыкавшие их в петлю.
- А ещё заколдованные предметы так могут действовать. Например, мы про арку говорили: пройдёшь сквозь неё и окажешься в петле.
- А, это перед занятием в легенде? - уточнила Джулс. - Ну и славно. Итак, мы назвали пять причин. И хотя их намного больше, продолжим занятие.

Свойства петли времени


Петли времени чаще всего подчиняются следующим закономерностям:
⇝ 1. Стремление к повторяемости событий. Вспомните, когда Фил впервые делает скачок назад и обнаруживает себя в том же дне. К нему подходят люди с теми же репликами. Особенно показательна ситуация с лужей, в которую Фил несколько раз наступает по дороге к месту празднования. Пока он не контролирует свои действия, в лужу влипает вновь и вновь, словно его притягивает магнитом. А когда тормозит перед ней, в воде оказывается нога мимо проходящего, словно там в данный момент времени обязана оказаться хоть чья-то нога.
⇝ 2. Лёгкость волевого изменения событий. Намерение человека легко меняет события в петле. Фил с лёгкостью отвечает каждый раз по-разному на один и тот же вопрос. Он проводит время с людьми, с которыми не встречался раньше, даже спасает их от смерти, хотя в первоначальном витке другой сценарий.
⇝ 3. Изменение и постоянство сценария. Человек в колечке легко уводит своей волей остальных от первоначального сценария, но едва он перестаёт на них вздействовать, в петле воссоздаётся первоначальны сценарий, насколько это возможно. 

Способы выйти из петли


Теперь немного поговорим о том. как из петли выйти. Есть три основных способа, но они не единственные.
Первый звучит так: "Сделать то, что требует от тебя мироздание" - то, из-за чего в петлю попал. Например, ты обязан выучить курс лекций или уничтожить инопланетных захватчиков. Сделал - вот тебе следующий день.
Второй способ - принадлежать кому-то другому, а не самому себе. Вспомните, как Фила продали Рите, которая стала его хозяйкой. Он перестал существовать как хозяин самому себе. Для Риты никакой петли нет. И она его вытащила.
Третий способ - вызвать патруль времени. Это такие ребята, которые следят за возмущениями времени, ищут преступников во времени и вытаскивают из беды тех, чьё время неправильно закрутилось. С ними можно связаться с помощью часов-регуляторов (Джулс покачала перед собой часами с широким ремешком и циферблатом, больше напоминавшим калькулятор). Но патруль может прийти и сам, если заметит непорядок. Это хорошо в тех случаях, когда человек в колечке не сознаёт, что он в петле, или у него нет часов-регуляторов.

Засим всё. Запишите домашнее задание.

Домашнее задание


⇝ Вопрос 1. Возьмите пример петли времени из книги или фильма (кроме "День сурка") и разберите его по пунктам:
1. Укажите все составляющие временной петли, если такие данные имеются (опорная точка, кризис и т.д.)
2. Кто попал в петлю? Кто осознаёт и кто не осознаёт петлю?
3. Причины попадания в петлю.
4. Свойства этой петли.
5. Способ, которым из петли смогли выбраться. (7 баллов)
⇝ Вопрос 2. Перед уроком была рассказана легенда, конец которой я мельком услышала. Напишите эту легенду полностью. (3 балла)