Лекция 1.4. Время-то украли!


— Добрый день, дорогие ученики! Меня зовут Джулс, и мы вновь работаем над загадками времени. В прошлые разы говорили, что время можно сгустить в видимое вещество (сжиженное время) и что время имеет память, из-за чего наделяется теми или иными характеристиками (например, подари человеку немного времени, скопившегося в счастливой семье, и вылечишь его от хандры). То есть делаем вывод, что время может использоваться как ресурс, но для этого надо обладать некоторыми способностями, артефактами или знать нужные ритуалы.

Приведу примеры

1. Однажды Самбос попал в Страну Перепутанного Времени[1]. Такой страна стала именно потому, что властитель её имел над временем власть и мог его перетасовывать целые эпохи, как хотел. Хаотичное это было местечко. Где ещё встретишь средневекового рыцаря, который таскает за собой меч и пытается следовать собственному кодексу чести, а мимо него проносится на блестящем авто дамочка из будущего? Где ещё встречаются динозавры и, к прискорбию, появляются излеченные на века болезни?
Именно здесь.
Властитель страны, Пещерный Медведь, переворачивает время с ног на голову каждый день. Как это получается? Вот что рассказывал один крестьянин: «... в замке есть особый механизм, который перепутывает не только стрелки часов, но и века. Перемешает он время, перепутает все, свалит все в одну кучу и сам спокойно живет».
Механизм этот — Шкатулка Времени. В ней находится миниатюрная копия всех времён, и стоит потрясти вещицу, как эпохи мешаются. 
Она — круглая, отделанная драгоценными камнями. Один из камешков, если на него надавить, открывает крышку, и тогда можно поглядеть, хорошо ли внутри спутались времена.
Таким образом, Шкатулка выступает в качестве хранилища времени, дублирует события и влияет на них. 

В целом, хранилища времени бывают разных форм и исполняют разные функции. Какие? В домашнем задании вы сможете привести примеры.

2. Иногда, чтобы изъять у кого-нибудь время, продать, купить, отобрать, подарить, необходимо свершить ритуал. Ритуалы — достаточно сложное действие. Первое и наиглавнейшее здесь — чётко определить цель ритуала. При проведении ритуала будут предлявлены требования, часть или все разом:

— к тем, кто собирается их проводить;
— к предметам, которые для ритуала используются;
— к времени их использования;
— к действиям во время ритуала.

Такой ритуал дошёл до нас в «Сказке о потерянном времени» Е. Шварца.

Два злых волшебника и две злые волшебницы крали время у школьников, которые его растрачивали не задумываясь. Вот, Петя Зубов всё не успевал да не успевал, отмахивался да думал, что «завтра успеет» или «через неделю успеет»... А в итоге однажды и не заметил, как в старичка превратился.
Итак, украли волшебники время, сами помолодели, а вчерашние ученики старичками обратились. И вернуть время можно только хитрым способом. Внимание, ритуал!

Так сказали злые волшебники:

«Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

В этом ритуале имеется цель — вернуть украденное время. Для этого требуется:
— быть тем, у кого время украли, в нашем случае это школьники;
— использовать специальные часы-ходики, которые находятся у волшебников;
— время проведения ритуала — исключительно полночь;
— действие во время ритуала — повернуть стрелку на семьдесят семь кругов обратно.

В этот раз злые волшебники оказались побеждены, т.е. ритуал школьниками, превратившимися в старичков, был проведён верно.

3. Как было показано выше, мы иногда сами даём возможность своё время у нас каким-либо образом забрать. И есть много сущностей, которые стремятся этим воспользоваться. Поэтому как никогда важна защита своего времени: включающая как магические действия, так и корректировку образа жизни (например, отслеживание, чтобы время не тратилось понапрасну).
Существуют создания, ворующие время. В данном случае я веду речь о Серых господах, о которых в подробностях вы можете узнать у Михаэля Энде ("Момо". М. Энде). Все они ездят в элегантных серых автомобилях, одеты в пепельного цвета костюм. На головах у них круглые шляпы, в руках — свинцового цвета портфели, во рту — маленькие сигары, испускающие дымок. Серый цвет обычно гарантирует, что они останутся незамеченными. И это главное условие их деятельности.

Работают Серые господа в Сберкассе времени. Они приходят к обычным гражданам и убеждают их в том, что время нельзя терять, время надо экономить. Делают очень выгодные предложения, на первый взгляд.

Пепельно-серый голос агента все еще бубнил у него над ухом: – Если бы вы начали двадцать лет назад сберегать в день хотя бы но одному часу, вы бы имели сегодня актив в сумме двадцать шесть миллионов двести восемьдесят тысяч секунд. Два часа сэкономленного за день времени дало бы вам, конечно, вдвое больше, то есть пятьдесят два миллиона пятьсот шестьдесят тысяч... Я спрашиваю вас, господин Фузи, что значит два пустяковых часика по сравнению с такой большой суммой? – Ничего! – воскликнул господин Фузи. – Смехотворная мелочь! – Меня радует, что вы это признаёте, – хладнокровно продолжал агент. – Если бы мы подсчитали, сколько времени вы сэкономили бы при тех же условиях в течение других двадцати лет, то мы получили бы кругленькую сумму в сто пять миллионов сто двадцать тысяч секунд! И всем этим капиталом вы могли бы свободно распорядиться на восемьдесят втором году жизни! 

Страшно, не правда ли? Их много, Серых господ. И сложно им противостоять, удалось это сделать только Момо — девочке с открытым сердцем. Воруя время, Серые господа добираются до самих Цветков Времени, находящихся в сердце каждого, из листьев которых сворачивают сигары, а потом выкуривают их, окончательно убивая время. 
Агенты времени появились только потому, что жители города позволили им внушить идею «экономии времени». Да ещё и на самых важных вещах, какие есть на свете.

Таким образом, у Серых господ это — способность, позволяющая управлять временем, складывать их в определённых хранилища.

Друзья, давайте подобьём итоги.

Как можно использовать время? Время можно:
— купить;
— продать;
— украсть;
— выменять на что-либо;
— отправить в некое хранилище для последующего использования;
— замкнуть в артефакте, чтобы влиять на него посредством артефакта.

Всё это позволяет использовать время как во благо, так и во вред. Отнятое время зачастую можно вернуть. Иногда можно продать время и получить за него что-то очень ценное. Например, отказаться от бессмертия (то есть — неограниченного ресурса времени) ради того, чтобы прожить жизнь со смертным человеком, как это сделала небезызвестная эльфийка, оставшись с небезызвестным королём. А иногда можно продать время и... прогадать, потому что окажется, что без него и не в радость приобретение. То же самое и с покупкой времени. Вечная молодость далеко не всегда сулит счастье.

На этом мы заканчиваем. Запишите домашнее задание.

Выбрать можно вопросы, которые в сумме составят десять баллов.
Можно и больше, если эта сумма не подбирается.
Будет пересчёт до стадартных десяти.
Один-два балла сверх  по усмотрению преподавателя.

Вопрос 1 Сочините рассказ, где фигурирует покупка-продажа времени. Расскажите вот о чём:
— где, в чём продавец хранит время и как его добывает;
— за какую валюту продаётся время;
— зачем оно нужно покупателю;
— процесс покупки. (6 баллов)
⇝ Вопрос 2. Сочините рассказ, где фигурирует кража-возвращение времени. Мне интересно услышать следующее:
— зачем и у кого время было украдено;
— каким образом;
— что стало с тем, у кого украли время;
— как оно было возвращено (или какие были попытки, которые не возымели эффект). (6 баллов)
Вопрос 3. Сочините рассказ, где фигурирует обмен временем. Сюда стоит включить:
— кто участники обмена;
— каким образом это было сделано;
— на что происходил обмен;
— как это отразилось на жизни участников обмена. (6 баллов)

Вопрос 4. Придумайте ритуал, который позволит подарить, обменять, заключить время в некое хранилище и т.д. Схема дана в лекции. (5 баллов)
⇝ Вопрос 5. Придумайте хранилище, позволяющее носить в нём время. Обязательно укажите следующие моменты:
— как хранилище выглядит;
— с помощью какой магии оно сдерживает время;
— какое именно время в нём можно хранить;
— как это хранилище можно использовать;
— опасности использования. (5 баллов)

Вопрос 6. Найдите примеры в художественной литературе или кино, где время используется как ресурс (4 примера). (4 балла)
Вопрос 7. Найдите артефакты в литературе или кино, в которых хранилось время. Опишите их принцип действия. (Один артефакт - 2 балла, не более трёх)